Артемизия Джентилески (Artemisia Gentileschi)

ArtemisiaАртемизия Джентилески (1593-ок.1656) родилась в Риме в семье Тосканского живописца Орацио Джентилески. Девочка много времени проводила в мастерской отца, который давал ей уроки живописи, несмотря на общепринятое мнение, что женщина по своему складу ума способна выполнять лишь простую работу, не требующую творческого подхода.
Первой серьезной работой семнадцатилетней художницы была картина «Сусанна и старцы». В манере письма Артемизии заметно не только влияние Караваджо, но и Болонской школы.
В 1612 г. девушка подверглась насилию, а затем унизительному судебному разбирательству, что, в конечном счете, сильно повлияло на ее мировосприятие и тематику многих ее картин.
В 1613 г. отец выдает Артемизию замуж за скромного флорентийского художника Пьер Антонио Стиаттеси и молодые супруги переезжают во Флоренцию.
Именно здесь к Артемизии пришел настоящий успех: она стала придворным художником семьи Медичи и первой женщиной, принятой в Академию Изящных искусств. Во Флоренции Артемизия поддерживает отношения с уважаемыми и известными людьми своего времени: живописцем Кристофано Аллори, Микеланджело Буонарроти младшим (племянником великого Микеланджело), Галилео Галилеем, с которым в течение длительного времени ведет переписку.
Однако к 1621 г., несмотря на популярность, у семьи Артемизии Джентилески возникли серьезные проблемы с кредиторами и, рассчитывая поправить финансовое положение, художница возвращается в Рим.
Около 1621 г. Артемизия вновь пишет картину «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (первый вариант был создан в 1612 г.). Следует отметить, что своем творчестве художница неоднократно обращалась к легендарным женщинам: «Минерва», три варианта картины «Клеопатра» (1621-162216331633-1635), «Лукреция».
В 1630 г. Артемизия Джентилески перезжает в Неаполь. Примерно в это же время она создает один из ее наиболее известных автопортретов «Автопортрет в образе аллегории Живописи», а 1635 г. завершает работу над знаменитым полотном на религиозную тематику «Рождение Иоанна Крестителя».
Около 1639 г. Артемизия отправляется в Англию к отцу, который работает придворным живописцем королевы Генриетты-Марии Французской.
Художница продолжал писать до конца своих дней, но ряд экспертов считает, что лучшие работы были созданы в начальном периоде творческой деятельности.
Артемизия Джентилески умерла около 1656 г.
В 1970-е годы имя Артемизии Джентилески приобрело особую известность: оно стало символом международного феминистского движения. Однако Артемизия Джентилески вошла в историю искусства не как «первая феминистка», а как художница, внесший заметный вклад в развитие живописи наравне с художниками-мужчинами.
Картины Артемизии Джентилески хранятся в Римской Галерее Спада, Палаццо Питти, Музее Каподимонте, Галерее Уффици, Музее Каза-Буонарроти, Дворце Катанео-Адорно, Коллекции Амедео Морандотти, Римскоц церкви Святых Амвросия и Карла, Британской королевской коллекции, Ноттингемском замке, Музее Тессе, Замке Вайссенштайн, Новом дворце в Потсдаме, Национальном музее Прадо, Монастыре Эскориал, Палаццо д'Аккурсио, Будапештском музее изобразительных искусств, Моравской картинной галерее, Метрополитен-музее, Сент-Луисском художественном музее, Галерее Уодсворт Атенеум, Детройтском институте искусств, Виргинскиом музее изобразительных искусств, Художественном музее Толедо, Музее искусств Колумбуса, Музее искусств Эль-Пасо, Музее Соумайа, частных коллекциях.

49 картин Артемизии Джентилески