Питер Пауль Рубенc (1577-1640) родился в городе Зиген, (Вестфалия) в семье кальвиниста Яна Рубенса и Марии Пейпелинкс (Maria Pypelinckx).
В 1568 г. из-за гонений на протестантов, семья была вынужден бежать из Антверпена в Кельн.
В 1589 г., через два года после смерти Яна Рубенса, Мария Пейпелинкс приняла католичество и с детьми возвратилась в Антверпен.
С 1591 г. Питер Пауль Рубенс, воспитанный в католической вере и получивший классическое гуманитарное образование, начал обучаться живописи.
В течение года он был учеником художника-пейзажиста Тобиаса Верхахта (Tobias Verhaecht), затем занимался в студии живописца Адама ван Ноорта (Adam van Noort).
В 1594 г. Рубенс стал учеником мастера исторической живописи Отто ван Веена (Otto van Veen). Период ученичества в мастерской Отто ван Веена продолжался четыре года и в 1598 г. Рубенс получил звание свободного мастера антверпенской гильдии св. Луки (Sint-Lucasgilde).
В 1600 г. Рубенс перебрался в Италию и, в качестве придворного живописца, поступил на службу к Винченцо I Гонзага (Vincenzo I Gonzaga.), герцогу Мантуи, владевшему богатейшим собранием произведений искусства.
Основная обязанность Рубенса заключалась в копировании картин мастеров эпохи Возрождения. Эта работа позволила значительно расширить кругозор молодого живописца и помогла ему выработать собственный художественный язык.
В 1606 г. он Рубенс получил заказ на алтарь для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла (Santa Maria in Vallicella) в Риме, что являлось мечтой всех европейских художников. Благодаря этой работе художник разорвал свои обязательства перед мантуанским двором. (Не последнюю роль в этом сыграли и постоянные задержки с выплатой жалованья.)
Осенью 1608 г. Рубенсу стало известно, что его мать тяжело больна, и он поспешил в Антверпен, но опоздал…
В 1609 г. Рубенс получил предложение регентов Фландрии, эрцгерцога Альберта и инфанты Изабеллы Австрийской (Archduke Albert and the Infanta Isabella of Austria) занять должность главного придворного живописца. Несмотря на желание вернуться в Италию, предложение оказалось слишком заманчивым, чтобы от него можно было отказаться: Рубенс освобождался от всех налогов, ограничений гильдии, и служебных обязанностей в Брюсселе. Он мог оставаться в Антверпене, и ему разрешалось открыть собственную студию.
К 1611 г. в Антверпене уже никто не мог соперничать с Рубенсом. Об этом свидетельствует тот факт, что капитул Анверпенского собора заказал Рубенсу картину для главного алтаря, отказав бывшему учителю художника Отто Вениусу.
В течение последующего десятилетия Рубенс создал огромное количество произведений на религиозные темы (некоторые искусствоведы считают, что мастер делал только первоначальный эскиз композиции, а всю остальную работу выполняли его ученики), множество портретов и картин на мифологические, исторические и аллегорические сюжеты.
В 1621 г. овдовевшая инфанта Изабелла назначила Рубенса, своим советником на переговорах по заключению перемирия, проходивших между контролируемой Габсбургами католической Фландрией и протестантской Голландской республикой. Это назначение не вызывает удивления, поскольку художник обладал хорошими манерами, владел шестью языками и состоял в переписке с рядом коронованных особ.
В 1626 г. свои способности дипломата Рубенс с успехом продемонстрировал на переговорах с герцогом Бекингемом (Duke of Buckingham), фаворитом короля Англии Карла I (Charles I of England). Поводом для переговоров послужила знаменитая Рубенсовской коллекция античных произведений искусства, которую герцог Бекингем хотел приобрести. В ходе обсуждения коллекции, Рубенс применил свой талант дипломата, убеждая герцога в том, что Англия должна прекратить поддержку Голландской республики.
Узнав о том, что столь важная миссия была поручена живописцу, испанский король Филипп IV ( Philippe IV), был просто ошеломлен. Однако, после пребывания Рубенса в течение семи месяцев 1628 г. при испанском королевском дворе, Филипп IV присвоил ему титул «секретаря тайного совета короля Нидерландов» (secretary of the king’s privy council of the Netherlands) тем более, что в апреле 1629 г. Англия согласилась вести переговоры и Карл I предложил в качестве главного переговорщика именно Рубенса.
Заслуги Рубенса и как живописца, и как дипломата были высоко оценены обоими монархами: король Карл I и король Филипп IV посвятили его в рыцари.
Кроме того, во время пребывания в Англии Рубенс был удостоен звания почетного магистра искусств Университета Кембриджа (honorary master of arts degree from the University of Cambridge).
В 1632 г. Рубенс ушел в отставку с дипломатической службы и полностью посвятил себя творческой деятельности.
Умер Питер Пауль Рубенс 30 мая 1640 г.
В истории искусства Питер Пауль Рубенс вошел, как величайший представитель европейской живописи XVII в. и его произведениями гордятся такие знаменитые картинные галереи, как Государственный Эрмитаж, Лувр, Лондонская Национальная галерея, Прадо, Метрополитен Музей, Австрийский Музей истории искусств.
На аукционах часто выставляются работы, созданные учениками и подражателями мастера, а произведения самого Питера Пауля Рубенса появляются довольно редко. Картины Питера Пауля Рубенса, проданные на Sotheby’s:
— «Колесница Аполлона» (The chariot of Apollo) — 1 145 000 британских фунтов (06.07.2016);
— «Преодоление святого Норберта» (St. Norbert overcoming Tanchelm) — 1 800 000 долларов США (28.01.2016);
— «Пейзаж с Паном и нимфой Сиринкс» (Landscape with Pan and Syrinx), созданная вместе с Яном Бре́йгелем Младшим – 3 130 000 долларов США (22.04.2015);
— «Мученичество Святого Павла» (The Martyrdom of Saint Paul) – 914 500 британских фунтов (03.12.2014);
— «Благовещение» (The annunciation) – 3 162 500 британских фунтов (09.07.2014);
— «Константин представляет Лабарум своим войскам» (Constantine presenting The Labarum to his troops) — 902 500 долларов США (31.01.2013);
— «Портрет джентльмена в черном» (Portrait of a gentleman, half-length, wearing black) – 3 218 500 британских фунтов (04.12.2013);
— «Поклонение волхвов» (The adoration of the magi) – 2 994 500 долларов США (26.01.2012);
— «Голова бородатого мужчины» (Head of a bearded man) – 842 500 долларов США (04.06.2009);
— «Ночная сцена» (A Night Scene With An Old Lady Holding A Basket And A Candle, A Young Boy At Her Side About To Light His Candle From Hers) – 2 469 600 британских фунтов (07.072004);
— «Рождество» (The Nativity) — 1 545 750 долларов США (24.02.2002);
— «Амур и Психея» (Cupid and Psyche) — 2 095 750 долларов США (24.02.2002)
В трех разделах коллекции произведении Питера Пауля Рубенcа представлено 175 картин.
Раздел 1. 56 картин Питера Паля Рубенcа (1601 г.-1616 г.)
Раздел 2. 56 картин Питера Пауля Рубенcа (1616 г.-1628 г.)
Раздел 3. 63 картины Питера Пауля Рубенcа (1628 г.-1640 г.)
56 картин Питера Пауля Рубенcа