Античность

Древняя Греция 

Серьги с Эросом в виде подвесок. Золото. IV в. до н. э. Музей искусств Далласа Кулон в виде Эроса. Золото, гранат. Ок. I в. до н. э. Ювелирное искусство Греции находилось под большим влиянием работ мастеров Египта и Ассирии. Менее существенное римское влияние отмечалось в использовании большого количества драгоценных камней (топазов, аметистов, аквамаринов, сирийских гранатов)
Хотя большинство идей в ювелирном деле греки и заимствовали, но в изготовлении изысканных золотых изделий им не было равных. Греческие мастера с поразительной точностью воплощали в металле изящество цветочных лепестков и распускающихся цветочных бутонов, а мифологические сюжеты и сцены единоборств и охоты являлись совершенными произведениями ювелирного и прикладного искусства. Однако общественная мораль того времени порицала роскошь, во всем рекомендуя умеренность, и в повседневной жизни выставлять украшения напоказ считалось неприличным и, более того, являлось нарушением закона: мужчины имели право носить лишь определенное количество драгоценностей. о этой причине золотые и серебряные ювелирные изделия надевались только в торжественных случаях. Кольцо. Золото, изумруд. IV век до н. э. Диадема. Золото, рубины. III в. до н. э. Склонные к аскетизму спартанцы вообще предпочитали обходиться без драгоценностей, а если обстоятельства требовали, то пользовались украшениями из неблагородных металлов.
На пирах и театральных представлениях женщины красовались в ожерельях с большим количеством золотых подвесок, которые при любом движении мелодично звенели, как колокольчики. Популярностью пользовались и серьги с фигурками богов. Часто серьги были настолько велики и массивны, что их приходилось крепить к диадеме.Кроме диадем, женщины носили обручи, изготовленные из золотых и серебряных нитей, ленты, а также сфендоны – изящные ювелирные изделия в виде серпа, изготовленного из благородных металлов, которые также служили опорой замысловатым прическам.
Камея Гонзага. Сардоникс, серебро. III в. до н. э. Государственный Эпмитаж Именно греческие ювелиры в период царствования Александра Македонского впервые создали камею – гемму, выполненную в технике барельефа.
В результате завоеваний Александра Македонского в распоряжении греческих мастеров оказалось огромное количество ранее практически неизвестных самоцветов. Вероятно, это и послужило толчком к созданию новой разновидности гемм – камей. (инталии, т.е. геммы, с углублённым рельефом на драгоценных камнях или стекле, уже давно применялись в качестве печатей).
Камеи, пользовались большой популярностью и изготавливались из драгоценных и полудрагоценных камней (агатов, аметистов, топазов, аквамаринов, изумрудов, сапфиров) и морских раковин.

Древний Рим 

Серьги IV в. до н. э. Григорианский этрусский музей. Ватикан Ожерелье. Золото, стекло. VI-V в.в. до н. э. Британский музей История итальянских ювелирных изделий начинается в период Этрусской цивилизации, т.е. более 3000 лет тому назад. Этруски жили в южной части Италии и украшениям, созданным ими до настоящего времени нет равных.
Ювелирное искусство этрусков подразделяется на три периода: первый характеризуется заметным влиянием Египта, второй – Греции, третий считается периодом упадка. Популярностью у этрусков пользовались абсолютно все виды ювелирных изделий. И мужчины и женщины носили кольца и перстни очень тонкой работы, причем несколько на каждом пальце. Головы женщин украшали изящные венки и диадемы, изготовленные из золота. Самым модным камнем считался янтарь в оправе из серебра и золота. Этруски верили в силу амулетов, и в их ожерельях почти всегда имелся полый кулон, в котором находилась магическая субстанция. Кулоны ожерелья имели форму миниатюрных амфор, фигурок богов или животных.
Римские мастера унаследовали все характерные особенности греческого и этрусского ювелирного дизайна. Римское ожерелье. Золото, стеклянная паста. VI-V в. в. до н. э. Национальный музей Рима Однако, в отличие от греческих украшений, поражающих тонкой и изящной работой, римские кажутся более грубыми и пестрыми. Древнеримская подвеска в виде фаллоса. Золото. Найдена в графстве Норфолк (Великобритания) в 2011 г. При изготовлении ожерелий кроме жемчуга и бисера часто использовались камеи и греческие монеты, а в кольцах и браслетах – красные и зеленые самоцветы. В экстравагантных прическах римлянок сверкали золотые и серебряные шпильки,заколки и гребни, украшенные, фигурками Амура, Венеры, Ники, экзотических и мифологических животных и инкрустированные драгоценными камнями. На руках обычно красовалось несколько браслетов и не менее двух золотых или серебряных колец и перстней с резными портретами на каждом из пальцев. Одежды часто декорировались золотыми монетами. Обилие награбленных драгоценностей привело к тому, что жители Рима фактически соревновались в ношении ювелирных изделий. Тем не менее, именно в Риме в 214 году до н.э. впервые были приняты специальные законы, в которых регламентировалось когда, где, какие и сколько украшений можно носить.
 Римский браслет. Золото, жемчуг, изумруды, сапфиры. III в. н. э. Британский музей Так, золотые кольца, подтверждающие ранг сенатора, можно было надевать только при исполнении официальных обязанностей. Под запрет не попадали только перстни, изготовленные из железа. Женщинам же запрещалось носить украшения весом более половины унции (13,5 грамма)
Очевидно, что именно цивилизациями Древних Египта, Греции и Рима были заложены технологические и дизайнерские основы ювелирного искусства. Созданные технологии обработки металлов, драгоценных камней и самоцветов, изготовления эмалей позволили следующим поколениям художников и ремесленников сосредоточить свои усилия над совершенствованием дизайна и профессионального мастерства.

все картинки кликабельны

Галерея античных украшений