Ян Вермеер (Jan or Johannes Vermeer)

Ян Вермеер (1632-1675) родился в семье ткача Рейниера Янса Вермеера, торговавшего также и произведениями искусства. Семья была довольно зажиточной и в 1641 г. приобрела большой дом на рыночной площади, в котором располагалась гостиница.
В архивах Делфта в конце 1640-х и в начале 1650-х имя Яна Вермеера не упоминается. Ряд искусствоведов считает, что подобно многим молодым голландским художникам, он путешествовал по Италии, Франции и Фландрии. Вероятно, обучался в каком-либо художественном центре в Нидерландах, т.к. в конце 1653 г. в родном городе Яна Вермеера его приняли в гильдию Святого Луки. А по уставу гильдии для членства в ней необходимо было в течение шести лет обучаться у мастера, уже состоящего в гильдии.
Существует предположение, что учителем Вермеера был самый известный в то время в Делфте художник Леонард Брэмер. Действительно, Вермеер его хорошо знал: из сохранившихся документов следует, что Брэмер был свидетелем при бракосочетании Вермеера, но нигде не говорится, что Ян Вермеер у него учился.
Во второй половине 1650-х годов Вермеер увлекся жанровой живописью и сюжетами его картин стали сцены повседневной жизни. В одной из ранних картин художника «Девушка, читающая письмо у открытого окна» явственно ощущается влияние Герарда Терборха.
На всех своих картинах Вермеер искал способы выразить чувство гармонии в повседневной жизни. Он использовал законы перспективы и тщательно подобранные предметы интерьера никогда не размещал случайным образом: их положение, пропорции, цвета и текстура органично дополняли сюжет.
Свидетельством популярности Вермеера является то, что в 1662 г. Ян Вермеер был избран главой гильдии художников Дельфта, а в 1670 г. снова занял этот пост.
В 1672 г. началась война между Францией и Голландией, способствующая глубокому экономическому кризису, и, как следствие, отсутствию спроса на картины.
Ян Вермеер умер в декабре 1675 г., оставив после себя огромные долги.
Художник был забыт на 200 лет и вновь «открыт» лишь в конце XIX в. французским журналистом и художественным критиком Теофилом Тор-Бюргером, который и назвал живописца «Сфинксом Делфта». Выражение «Сфинкс Делфта» прижилось и послужило возникновению мифа об одиноком гении.
На самом же деле, творчество Яна Вермеера не достигли бы своего столь высокого уровня в отрыве от искусства своего времени. Несмотря на то, что мастера жанровой живописи жили в разных городах Голландской республики, в их работах хорошо заметны сходство стиля, выбора объектов, композиции и техники. Естественно, что они соперничали друг с другом, но совершенно очевидно, что их творчество служило источником взаимного обогащения и вдохновения.
Тем не менее, творчество Яна Вермеера выделяется не только яркой индивидуальностью, но и своей собственной поэтической палитрой холодных тонов, создающей ощущение глубины и таинственности и одновременно удивительным образом раскрывающей внутренний мир персонажей.
За свою жизнь художник создал около 50 картин, но к настоящему времени сохранилось не более 30 работ, которые совершенно точно созданы Яном Вермеером.
Картины живописца храняться в самых известных музеях мира: Королевской галерее Маурицхёйс, Амстердамском Рейксмузеуме, Метрополитен-музее, Национальнаой галерее искусства в Вашингтоне, Коллекции Фрика, Венском музее истории искусств, Лувре, Лондонской Национальной галерее, Национальной галерее Ирландии, Берлинской картинной галерее, Дрезденской галерее старых мастеров.

28 картин Яна Вермеера

View the embedded image gallery online at:
http://gallart.by/Vermeer.html#sigProGalleria2143d4ccdc