Джон Сингер Сарджент (John Singer Sargent)

SargentДжон Сингер Сарджент (1856-1925) родился во Флоренции. Его родители были американцами, но за несколько лет до рождения Джона переехали в Европу, т.к. его мать, Мэри Сингер (Mary Newbold Singer), считала жизнь в Америке слишком провинциальной.
Хотя Сардженты остановились в Париже и регулярно выезжали на морские и горные курорты Франции, Германии, Италии и Швейцарии, жили они довольно скромно, избегая светских мероприятий и соотечественников-американцев.
В школу Джон не ходил. Это было связано и с кочевой жизнью семьи и с тем, что Мэри Сингер считала посещение музеев и церквей более важным для развития мальчика, чем учеба в школе.
Мэри Сингер была неплохим художником-любителем и, регулярно занимаясь с сыном, однажды отметила, что «эскизы и рисунки мальчика довольно симпатичны и он может стать вполне приличным живописцем».
Несмотря на отсутствие начального образования, Сарджент был весьма просвещенным молодым человеком, разбирающимся в живописи, музыке и литературе, свободно владеющим французским, итальянским и немецким языками.
В 1874 г. Сарджент поступил в Национальную высшую школу изящных искусств (École des Beaux-Arts), но вскоре перевелся в частную студию модного парижского портретиста Каролюса-Дюрана (Carolus-Duran), апломб и пренебрежительное отношение к традиционному академическому подходу, произвели неизгладимое впечатление на юношу.
Все свободное время Сарджент проводил в музеях и картинных галереях, стараясь воспроизвести увиденные шедевры в студии, которую он делил с Джеймсом Кэрроллом Беквитом.
В 1878 г., выставленная в Парижском Салоне картина Сарджента «Мисс Фрэнсис Шерборн Ридли Уоттс» (Portrait of Frances Sherborne Ridley Watts), получила поощрительную премию.
В 1879 г. он представил в Парижский Салон картину «Портрет Каролюса-Дюрана» (Portrait of Carolus-Duran, 1879), получивший весьма благоприятные отзывы критиков, что и послужило дальнейшему укреплению репутации живописца.
В конце 1870-х Сарджент начал экспериментировать с техникой импрессионизма и у него установились дружеские отношения с Клодом Моне. Свидетельством дружбы художников служит картина «Клод Моне, рисующий на лесной опушке» (Claude Monet Painting by the Edge of a Wood, 1885).
Тем не менее, на предложение присоединиться к группе импрессионистов Сарджент ответил отказом.
Пейзажи, созданные им в конце 1870-х и начале 1880-х выполнены в явной импрессионистской манере, в то время как в портретах заметен «уход» от импрессионизма, как считают критики, в угоду общественному мнению.
С 1877 г. по 1882 г. Сарджент выставлял в Салоне картины различных жанров, но положительные отзывы критиков относились, в основном, к портретам.
В Салоне 1884 г. Сарджент представил, вероятно, свою самую известную картину, «Портрет мадам Х» (Portrait of Madame X, 1883). Сам художник считал свою работу шедевром и был неприятно удивлен тем, что критики оценили полотно негативно, сочтя его слишком эксцентричным и эротичным.
Обескураженный Сарджент переехал на постоянное жительство в Лондон. Однако и в Англии его работы были оценены не сразу: в 1886 г. газета «Pall Mall Gazette» назвала полотно «Семья Виккерс» (The Misses Vickers, 1884) худшей картиной года.
Однако уже в 1887 г. ситуация изменилась: картина «Гвоздика, Лилия, Лилия, Роза» (Carnation, Lily, Lily, Rose, 1885-1886) покорила сердца британской публики. Почти сразу же художник стал очень популярным и в США.
С 1890 г. по 1910 г. Сарджент создавал фрески в Бостонском музее изящных искусств (The Museum of Fine Arts) и в Бостонской публичной библиотеке (Boston Public Library).
Во время Первой мировой войны Сарджент служил в британской армии официальным военным художником. Под впечатлениям от газовой атаки им была создана знаменитая картина «Отравленные газами» (Gassed, 1919), которая хранится в Лондонском музее Империалистической войны (Imperial War Museums).
Джон Сингер Сарджент умер 15 апреля 1925 г.
Творческое наследие живописца составляет около 900 картин маслом, 2000 акварелей и большого количества графических работ. Произведения Джона Сингера Сарджента экспонируются в Метрополитен-музее, Вашингтонской Национальной галерее искусства, Бруклинском музее, Детройтском институте искусств, Художественном музее Уолтерса, Музее Орсе, Лондонской Национальной галерее, Галерее Тейт Британ.
Нередко работы художника появляются и на аукционах. C 2000 г. по 2015 г. на Sotheby's было продано более 40 работ Джона Сингера Сарджента. В том числе:
- «Элси Вагг» (Elsie Wagg) – 413 000 долларов США (04.11.2013);
- «Марионетки» (Marionettes, 1903) – 5 205 000 долларов США (23.05.2013);
- «Г-жа Рибэл, сидящая перед ширмой» (Mrs Reubell seated in front of a screen, 1884-1885) – 242 500 долларов США (02.12.2010);
- «Джон Риджли Картер» (John Ridgely Carter, 1901) – 1 833 000 долларов США (28.11. 2007);
- «Мост Риальто» (The Rialto, 1909) – 3 712 000 долларов США (30.11.2005);
- «Сиеста» (A siesta, 1905) – 23 528 000 долларов США (01.11.2004);
- «Венецианская лоджия» (Venetian loggia) – 5 608 000 долларов США (19.05.2004);
- «Роберт Льюис Стивенсон с женой» (Robert Louis Stevenson and his wife, 1885) – 8 800 000 долларов США (19.05.2004);

Галерея из 49 картин Джона Сингера Сарджента

View the embedded image gallery online at:
http://gallart.by/Sargent_John.html#sigProGalleria0da33e4d3e