Рогир ван дер Вейден (Rogier van der Weyden)

WeydenРоже де ля Пастюре (Rogier de la Pasture), известный под именем Рогир ван дер Вейден (1399/1400-1464), родился в г. Турне (герцогство Бургундия) в семье резчика по дереву. Какие-либо сведения о детстве, юности и образовании будущего мастера отсутствуют. Однако ряд искусствоведов полагает, что некоторое время Рогир ван дер Вейден работал скульптором и, даже успел окончить университет, Именно этим они объясняют упоминание в сохранившихся архивных документах о Мастере Роже де ля Пастюре, относящееся к 1426 г.
С 1427 г. по 1432 г. Рогир ван дер Вейден обучался в мастерской нидерландского живописца Робера Кампена и по окончании обучения стал независимым мастером и членом городской гильдии художников г. Турна. Работы Рогира ван дер Вейдена этого периода настолько похожи на произведения Робера Кампена, что искусствоведы все еще не могут прийти к единому мнению по поводу авторства некоторых работ.
В 1435 г. художник поселился в Брюсселе, где ему сопутствовал успех и в 1436 г. он стал официальным художником города.
В 1435-1440 г. г. для часовни «Пресвятой Богородицы за стенами», основанной Лёвенской Гильдией арбалетчиков, Рогир ван дер Вейден создал знаменитую композицию «Снятие с креста», с двумя маленькими арбалетами, размещенными в верхних углах панели.
В 1450 г. художник посетил Рим и Флоренцию, где по заказу древнейших княжеских семейств д'Эсте и Медичи создал несколько картин и, в том числе, «Портрет Франческо д'Эсте».
Искусствоведы отмечают, что заметное влияние на творчество художника оказал нидерландский живописец Ян ван Эйк, с работами которого Рогир ван дер Вейден мог подробно ознакомиться в г. Брюгге, где бывал между 1432 г. и 1435 г. Влияние Яна ван Эйка особенно хорошо заметно на картине «Святой Лука пишет портрет Мадонны».
Рогир ван дер Вейден умер 18 июня 1464 г.
Благодаря творчеству Рогира ван дер Вейдена «фламандский стиль» распространился по всей Европе, и во второй половине XV в. его влияние доминировало в живописи Франции, Германии и Испании. Тем не менее, к середине XIX в. художник был практически забыт. И только благодаря тщательному изучению сохранившихся документов и анализу работ Рогира ван дер Вейдена удалось восстановить репутацию одного из ведущих мастеров XV в.
Работы Рогира ван дер Вейдена хранятся в Лондонской Национальной галерее, Венском музее истории искусств, Королевском музей изящных искусств Антверпена, Лувре, Вашингтонской Национальной галерее искусства, Бостонском музее изящных искусств, Музее Гетти, Музее изобразительных искусств Хьюстона, Чикагском художественном институте, Художественном музее Филадельфии, Берлинской картинной галерее, Музее изобразительных искусств Лейпцига, Штеделевском художественном музее, Национальном музее Прадо.

49 картин Рогира ван дер Вейдена