Каспар Нетшер (Caspar Netscher)

NetscherКаспар Нетшер (1639-1684), по мнению нидерландского художника и историка искусства Арнольда Хоубракена (Arnold Houbraken, 1660-1719), родился, вероятнее всего, в Гейдельберге в семье Элизабет Ветер и скульптора Иоганна Нетшера, который вскоре после рождения Каспара умер.
Когда мальчику было около двух лет, в результате идущей в Европе 30-ти летней войне, Гейдельберг подвергся нападению и Элизабет Ветер, Каспар Каспар, два его старших брата и сестра оказались в осажденном замке. Оба брата Каспара умерли от голода, а Элизабет Ветер, вместе с Каспаром и дочерью, удалось выбраться из замка и добраться до Арнема, где они нашли покровительство богатого врача Туллекена (Tulleken).
Позднее Туллекен отдал Каспара в Латинскую школу, в которой, по словам Арнольда Хоубракена, мальчик «на каждом клочке бумаги рисовал людей и животных».
Благодаря очевидному таланту, Каспара Нетшера определили в ученики к местному художнику Хендрику Костеру (Hendrick Coster).
В 1654 г. Каспар Нетшер переехал в Девентер и поступил в мастерскую Герарда Терборха. По всей видимости, мастер считал его одним из самых одаренных учеников, т.к. позволяя копировать свои работы, разрешал Каспару Нетшеру ставить на некоторых из них собственную подпись и дату. Кроме того, Каспар Нетшер иногда служил Герарду Терборху в качестве модели. (Как, например, на картине «Визит жениха» (The suitor's visit), которая находится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне).
В 1658 г. для завершения образования Каспар Нетшер отправился в Италию, однако по дороге остановился в Бордо и, через некоторое время женился на Маргарет Годин (Margaretha Godijn). В 1661 г. у них родился сын, Теодор.
В 1662 г. семья Нештеров перебралась в Гаагу и там, в 1668 г., родился второй сын Константин . Теодор (Theodoor Netscher, 1661-1728) и Константин (Konstantin Netscher, 1668—1721) впоследствии стали довольно известными художниками.
Каспар Нетшер умер 15 января 1684 г.
Среди работ Каспара Нетшера можно встретить и жанровые сцены и картины на религиозные и мифологические сюжеты. Однако, примерно с 1670 г. Нетшер сосредоточился, в основном, на портретной живописи и его портреты пользовались в Голландии большой популярностью.
Совершенно очевидно, что творчество Каспара Нетшера оказала большое влияние на голландское портретное искусство конца XVII в.
Произведения Каспара Нетшера находятся во многих знаменитых музеях мира, в том числе в Собрании Уоллеса, Лондонской Национальной галерее, Лондонской Национальной портретной галерее, Метрополитен-музее, Художественном институте Чикаго, Амстердамском Рейксмузеуме, Дрезденской Галерее старых мастеров, Лувре, Будапештском музее изобразительных искусств.
В Государственном Эрмитаже также есть две картины Каспара Нетшера: «Портрет Марии Стюарт» (Portrait of Mary Stuart) и «Мужской портрет» (Portrait of a Man).
Работы Каспара Нетшера довольно редко появляются на аукционах и обычно высоко оцениваются:
- «Женщина с попугаем» (Woman feeding a parrot, 1666) – 5 093 00 долларов США (Christie's, 4 июня 2014);
- «Портрет дамы, в сине-белый атласный платье, стоящей у туалетного столика, и негритенком с блюдом фруктов» (A Portrait of a lady, wearing a blue and white satin dress, at her toilet, attended by a negro page bearing a dish of fruit, 1669) – 469 250 британских фунтов (Sotheby's, 7 июля 2010);
- «Соблазнение» (The Seduction, 1664) – 1 864 000 долларов США (Sotheby's, 26 января 2006)

Галерея из 28 картин Каспара Нетшера

View the embedded image gallery online at:
http://gallart.by/Netscher_Caspar.html#sigProGalleria34ab6afc5a